Проекты

Проект «Мы вместе!»

05.04.2024

муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №4 «Якорек» г. Калача-на- Дону Волгоградской области

МКДОУ «Детский сад № 4 «Якорек» г. Калача-на-Дону

 

 

 

 

 

 

Проект

«Мы вместе!»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2023г.

 

 

 

 

Информационная карта проекта

«Мы вместе!»

по разработке и внедрению модели инклюзивного образования

детей с ограниченными возможностями здоровья

 

Цель проекта

Создание условий для разработки и внедрения модели инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями в условиях дошкольного образовательного учреждения содействующих их максимальной адаптации социализации, и их апробация.

 

Задачи проекта

1.    Разработать  Положение  о создании на базе МКДОУ «Детский сад № 4 «Якорек» г. Калача-на-Дону групп комбинированной направленности.

2.    Разработать модель инклюзивно-образовательного процесса как технологии сопровождения детей с ОВЗ в МКДОУ «Детский сад № 4 «Якорек» г. Калача-на-Дону

3.  Обеспечить повышение профессиональ­ной компетентности педагогов по пробле­мам инклюзивного образования.

 

Адресная направленность проекта

Субъекты образовательного процесса МКДОУ «Детский сад № 4 «Якорек» г. Калача-на-Дону

Продолжительность,

сроки реализации проекта

Долгосрочный,

3 года

Этапы реализации проекта

I этап – аналитико-организационный 01.09.2023 г. – 01.02.2024 г.

II этап – практический 01.02.2024 г – 01.12.2024 г.

III этап – рефлексивно-диагностический 01.01.2025- 01.06.2025 г.

Ожидаемые результаты

Получение опыта реализации вариативных моделей ин­клюзивного образования и социализация де­тей с ограниченными возможностями.

 

Инновационность проекта

Поиск и разра­ботка механизмов инклюзивного образования дошкольников, моделирование отдельных его компонентов и содержательного наполнения инклюзивной образовательной среды.

 

Содержание

 

1.

Пояснительная записка

4

2.

Актуальность проекта

5

3.

Цель и задачи проекта

6

4.

Концептуальные основы проекта

6

5.

Содержание проекта

8

6.

Литература

9

     
     

 

   

 

   

 

   

 

   

 

   

 

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка

 

Важно, чтобы люди не чувствовали себя инвалидами…

Это люди, которым судьба послала сложные испытания…

Только сочувствия мало, надо развивать возможности.

Л.И. Швецова

 

Современная система российского специального образования определяет приоритетные цели и задачи, решение которых требует построения адекватной системы психолого-педагогического сопровождения воспитание и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.

Инклюзивное образование (фр. inclusif-включающий в себя, лат. include-заключаю, включаю) — процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.

В настоящее время требования к образовательному процессу основываются на федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования (ФГОС ДО и ФОП ДО) и требуют учета потребностей каждого ребенка и максимальной индивидуализации. Современный этап развития системы ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольного образовательного учреждения характеризуется повышением требований к организации и осуществлению коррекционно-образовательного процесса и направлено на социальную адаптацию и интеграцию детей в общество. Стандарт определяет: «Коррекционная работа и/или инклюзивное образование должны быть направлены на: освоение детьми с ограниченными возможностями здоровья Программы, их разностороннее развитие с учѐтом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации. Коррекционная работа и/или инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья, осваивающих индивидуальную адаптированную программу в должны учитывать особенности развития и специфические образовательные потребности детей.

В современном представлении понятие качество образования не сводится к обученности воспитанников дошкольного образовательных учреждений, набору знаний и навыков, а связывается с понятием социальное благополучие, защищенность. В связи с этим сопровождение дошкольников с ОВЗ не может быть ограничено рамками задач преодоления трудностей в воспитании и обучении, а включает в себя обеспечения успешной социализации, сохранения здоровья, коррекцию нарушений.

Каждый ребёнок имеет возможность быть готовым к школьному обучению на своём уровне, соответственно своим личностным особенностям.

Организация взаимодействия различных специалистов в условиях дошкольного образовательного учреждения преследует цели всестороннего развития и коррекции воспитанника с ОВЗ с учётом индивидуальных и потенциальных возможностей. Что обеспечивает равные возможности для полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства, независимо от места жительства, пола, национальности, языка в том числе ограниченных возможностей здоровья.

Поэтому основная проблема дошкольного образования состоит в настоятельной необхо­димости постепенного и поэтапного создания вариативных моделей инклюзивного образо­вания для детей с ограниченными возможно­стями здоровья.

В детском саду воспитываются дети с проблемами в раз­витии, находящиеся в условиях формальной, стихийной интеграции. Многие педагоги и родители разделяют мнение о необходимости инклюзивного образования, однако недостаточно готовы и психологически, и методологически, и дидактически к его осуществлению.

Анализ материально-технических, пространственно-предметных, методических, психологических и иных условий в МКДОУ «Детский сад № 4 «Якорек» г. Калача-на-Дону позволил дать оценку того исходного фундамента, на ко­тором предстоит выстраивать здание инклю­зивной практики, и способствовал выявлению основных противоречий по отношению к проблеме между:

-              социальным запросом родителей на инклюзивное образование детей с ОВЗ и отсут­ствием оптимальных условий (нормативно - правовых, кадровых, экономических) в МКДОУ «Детский сад № 4 «Якорек» г. Калача-на-Дону;

-     необходимостью осуществлять инклюзивное образование и недостаточной готовностью педагогов ДОУ (мотивационно-психологической, методической, понятийной и пр.);

-     желанием родителей детей с ОВЗ и неготовностью родителей здоровых детей к их сов­местному образованию;

-     желанием родителей детей с ОВЗ и их не­готовностью активно сотрудничать с педагогическим коллективом, специалистами.

В настоящее время готовность дошкольного образовательного учреждения принять дошкольников с особыми образовательными потребностями, означает приложение к этому определенных целенаправленных усилий. Поэтому были сформулированы проблемные зоны становления инклюзивного дошкольного образования:Хочу такой сайт

-                 проблема раннего выявления детей, нуждающихся в инклюзивном образовании;

-                 проблема нормативно-правовой под­держки в осуществлении инклюзивного обра­зования детей с ОВЗ;

-              проблема дополнительной научно-прак­тической подготовки воспитателей к парал­лельной работе с обычными детьми и детьми с ОВЗ;

-             проблема недостаточной обеспеченности примерными коррекционными программами для работы с детьми с ОВЗ;

-             проблема толерантного отношения к детям с ОВЗ сверстников с типичным развитием и их родителей.

 

Актуальность проекта

 

Введение в человеческое сообщество детей с отклонениями в развитии является основной задачей всей системы коррекционной помощи. Социальная интеграция понимается нами как конечная цель специального обучения, направленного на включение индивидуума в жизнь общества. Образовательная же интеграция, являясь частью интеграции социальной, как процесс воспитания.

 

 Цель и задачи проекта

 

Цель проекта «Растем вместе!»: создание условий для разработки и внедрения моделей инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями в условиях дошкольного образовательного учреждения содействующих их максимальной адаптации социализации, и их апробация.

 

Задачи проекта

 

1.Разработать  Положение  о создании на базе МКДОУ «Детский сад № 4 «Якорек» г. Калача-на-Дону групп комбинированной направленности;

 

2.Разработать модели инклюзивного образования в МКДОУ «Детский сад № 4 «Якорек» г. Калача-на-Дону (лекотека, консультационный центр, игротека).

 

3. Обеспечить повышение профессиональной компетентности педагогов по проблемам инклюзивного образования.

 

4. Концептуальные основы проекта

 

Инклюзивное образование для России находится в стадии становления. Внедрение инклюзивных технологий началось у нас только в 90-е годы прошлого века. Социальные аспекты инклюзивного образования исследовали Л. И. Акатов, Н. В. Антипьева, Д. В. Зайцев, П. Романов и др. В. З. Кантор, Н. Н. Малофеев, Е. Ю. Шинкарева исследовали правовые аспекты инклюзивного образования. Психологические проблемы инклюзивного образования нашли отражение в материалах многочисленных конференций, фундаментальных трудов отечественных психологов по заявленной проблеме нет. Таким образом, тема исследования в психологии недостаточно разработана как в теоретическом, так и в прикладном аспектах.

Современная система дошкольного образования предполагает дифференцированное обучение и воспитание различных категорий детей в зависимости от диагноза ребенка и его возможностей. Такой подход отвечает современным потребностям мирового сообщества в предоставлении равных возможностей в образовании всем детям, независимо от их возраста, состояния здоровья и уровня развития.

Методологической основой  являются:

- Положения ведущих отечественных дефектологов и психологов: Л. С. Выготского, П. Я. Гальперина, В. В. Давыдова, А. В. Запорожца, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина  -  об общности основных закономерностей  психического развития в норме и патологии, о сензитивных возрастах, о соотношении коррекции и развития, об актуальном и потенциальном уровнях развития (зоне ближайшего развития), о соотношении обучения и развития и т. д.

- Положение известного представителя гуманистической педагогики и психологии  А. Маслоу о «самоактуализации» как центральной проблеме становления личности. Среди важнейших потребностей человека он определил потребность в любви и признании, которая удовлетворяется посредством равноправного включения ребенка в сообщество ровесников.

- Принципиально значимы для нас современные подходы к организации и содержанию образовательной деятельности на основе диалектического единства интеграции и дифференциации.

 

Основные принципы работы в рамках проекта

1.              Принцип комплексного подхода к организации образовательного процесса -  в работе с ребенком необходимо участие разных специалистов, при этом необходимо не только наблюдение и консультации ребенка разными специалистами, но и «ведение» данной семьи.

2.               Принцип дифференцированной помощи -  необходимо учитывать уровень мотивации, базовый уровень знаний, степень готовности к сотрудничеству значимых взрослых.

3.              Принцип сотрудничества и равной ответственности – предусматривает объединение целей педагогов и семьи, а также определение меры ответственности каждого.

4.              Деятельностный принцип – для повышения активности родителей предполагается использование разных видов совместной деятельности.

5.              Принцип наличия обратной связи.

6.              Принцип уважения и признания партнеров.

7.              Принцип признания индивидуальности и уникальности каждого субъекта образовательного процесса.

8.              Принципы инклюзивного образования:

-               Ценность человека не зависит от его способностей и достижений.

-               Каждый человек способен чувствовать и думать.

-               Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным.

-               Все люди нуждаются друг в друге.

-               Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений.

-               Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников.

-               Для всех обучающихся достижение прогресса.

-               Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

 

Предполагаемый результат – получение опыта реализации вариативных моделей ин­клюзивного образования и социализация де­тей с ограниченными возможностями.

 

Механизмы: изучение нормативно-правовых документов разного уровня; анализ условий Детский сад №4 «Якорек» г. Калача-на-Дону, способствующих и препятствующих реализации проекта, поиск ресурсов.

 

Инновационность проекта: поиск и разработка механизмов инклюзивного образования дошкольников, моделирование отдельных его компонентов и содержательного наполнения инклюзивной образовательной среды.

 

 Содержание проекта

     

Этапы реализации проекта предусматривают все три аспекта становления инклюзивной направленности образования:

-            Корректировка инклюзивной «политики» (МКДОУ «Детский сад № 4 «Якорек» г. Калача-на-Дону);

-            развитие инклюзивной практики (апробация разных моделей инклюзивного образования);

-            создание инклюзивной культуры (толерантного отношения).

 

I этап – аналитико-организационный:

-      Осуществление проблемно-ориентированного анализа условий МКДОУ «Детский сад № 4 «Якорек» г. Калача-на-Дону для реализации инклю­зивного образования.

-               Определение потребно­стей и запросов родителей детей с ОВЗ, категории детей с ОВЗ; для создания оптимальных для инклюзии условий.

-               Организация мероприятий для формирования толерантного отношения к принятию детей с ОВЗ у всех субъектов образовательного процесса.

   

II            этап – практический:

-               Организация на базе МКДОУ «Детский сад № 4 «Якорек» г. Калача-на-Дону консультационного пункта оказания услуг психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям (законным представителям) детей, Психолого-педагогический  консилиум, служба по оказанию логопедической помощи, лекотека, игротека.

-               Обучение всех участников образовательного процесса по проблеме инклю­зивного образования.

-      Оказание психолого-педагогической помощи специалистами МКДОУ «Детский сад № 4 «Якорек» г. Калача-на-Дону

-       

III           этап – развивающий (расширение инклюзивной практики):

- Апробация разных моделей инклюзивного образования в МКДОУ «Детский сад № 4 «Якорек» г. Калача-на-Дону (лекотека, консультационный центр, игротека).

-             Обобщение, систематизация и распространение опыта инклюзивной практики, отработка модели инклюзивно-образовательного процесса как технологии сопровождения.

 

IV этап – рефлексивно-диагностический:

-      Эффективность созданных условий для повышения степени комфортности и интеграции детей с ОВЗ в образовательной среде МКДОУ «Детский сад № 4 «Якорек» г. Калача-на-Дону;

-      Анализ эффективности модели инклюзивно-образовательного процесса как технологии сопровождения детей с ОВЗ в МКДОУ «Детский сад № 4 «Якорек» г. Калача-на-Дону;

-      Оптимальность использования нормативной и методической документации, сопровождающей воспитательно-образовательный процесс в МКДОУ «Детский сад № 4 «Якорек» г. Калача-на-Дону;

-      Оценка степени социализации детей в обществе. Изменение физического и психического состояния детей. Изменение отношения социума к «особенным» детям.

                 

 

 

 

 

 

6. Литература

1.    «Радуга» - примерная образовательная программа дошкольного образования. С.Г. Якобсон, Т.И. Гризик, Т.Н. Доронова и др.

2.    Аношкина В.Л., Резванов С.В. Образование. Инновация. Будущее. (Методологические и социокультурные проблемы). - Ростов-на-Дону: Изд-во РО ИПК и ПРО, 2001. – 176с.

3.    Белая К.Ю. Инновационная деятельность в ДОУ. Методическое пособие. М.: Творческий центр «Сфера», 2010.

4.    Верещагина Н.В. «Особый ребенок» в детском саду: Практические рекомендации по организации коррекционно-развивающей работы с детьми с множественными нарушениями в развитии. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2009. – 160 с.

5.    Веселова Т. Б. «Совершенствование методической работы с педагогическими кадрами ДОУ», СПб, Детство-пресс, 2012.

6.    Данилова Л.А. Коррекционная помощь детям с задержкой психофизического и речевого развития. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011. – 144 с.

7.    Изотова Е.И. Психологическая служба в системе образования: учебное пособие для студентов учреждений высшего профессионального образования / Е.И. Изотова. – 3-е изд., испр. И доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 304 с.

8.    Кравцов Г.Г., Кравцова Е.Е. Психология и педагогика обучения дошкольников: Учебное пособие. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2013. – 264 с.

9.    Краснокутская Е.Н. Формирование абилитационной компетентности родителей, воспитывающих детей раннего возраста с психофизическими нарушениями // Психолог в детском саду. – 2014 - №4. – С. 43-66.

10.                    Крылова Н. М. «Лесенка успеха, или три грани научно-методической системы детского сада», М, творческий центр, 2012.

11.                    Нищева Н.В. Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет). СПб - Детство-Пресс – 2007г. – 352 с.

12.                    Педагогика взаимопонимания: занятия с родителями / авт.-сост. О.В. Москалюк, Л.В. Погонцева. – 2-е изд. – Волгоград: Учитель, 2011. – 123 с.

13.                    Полонский, В.М. Инновации в образовании (методологический анализ) // Инновации в образовании. – 2007––№ 3. – С. 35-38

14.                    Примерная адаптированная программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет;  Издание третье, переработанное и дополненное в соответствии с ФГОС ДО; автор Нищева Н.В., 2014г

15.                    Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина.– М.: Издательский центр Академия, 2002. – 516с.

16.                    Терзийска П. Работа с детьми с особыми образовательными потребностями в условиях обычного детского сада // Психолог в детском саду. – 2014 - №2. – С. 123-134.

17.                    Хабарова Т. В. «Педагогические технологии в дошкольном образовании», М., Детство – пресс, 2012.

18.                    Якушенкова Н.Н., Бреева М.Н. Психолого-педагогическое сопровождение детей с расстройством аутистического спектра в условиях образовательного дошкольного учреждения // Психолог в детском саду. – 2014 - №3. – С. 94-107.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

 

Критерии эффективности инклюзивного образовательного процесса

в МКДОУ «Детский сад № 4 «Якорек» г. Калача-на-Дону

1. Соответствие образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении нормативно-правовым требованиям.

2. Обеспечение общеразвивающих и специальных условий для детей с ограниченными возможностями здоровья— организация дополнительной среды, специальное оборудование, специальные дидактические пособия, игрушки — организация развивающей среды, наличие в режиме дня времени и форм для самостоятельной активности ребенка, поддержанной взрослыми, планирование времени в режиме дня для самостоятельной активности всех детей.

3. Создание условий (средовых, дидактических, методических, психологических) для всех детей группы.

4. Реализация индивидуального подхода к детям (учет их психофизиологических, личностных и индивидуальных особенностей, составление индивидуального коррекционно-образовательного маршрута для детей с особыми потребностями с учетом данных диагностики, определение ведущего специалиста, курирующего ребенка и педагогов группы).

5. Разнообразие форм работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья (индивидуальные, подгрупповые, фронтальные), как в МКДОУ «Детский сад № 4 «Якорек» г. Калача-на-Дону так и за его пределами (взаимодействие с социальными партнерами).

6. Активное включение в образовательный процесс всех его участников (организация междисциплинарного взаимодействия специалистов в логике комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения, методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению детей с разными образовательными потребностями, оптимизация работы ПМП–консилиума, фиксация результатов развития ребенка и его продвижения).

7. Взаимодействие с муниципальными учреждениями города (школы, музеи, библиотеки, периодические тематические выставки на разных площадках, участие в совместных межведомственных акциях для детей с ограниченными возможностями здоровья и т.п.).

8. Качество сотрудничества с семьей ребенка с ограниченными возможностями здоровья (наличие плана сопровождения семьи, воспитывающей ребенка, организация методической и психологической помощи родителям; доступное информирование родителей о выявленных потребностях и особенностях ребенка, оказание правовой, социальной помощи за счет приглашенных специалистов).

                           

 

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».