Информация по вопросам оказания кризисной психологической помощи.

15.05.2024

Памятка по сопровождению информирования о смерти родственника ребенку, членам семьи. Вербальные формулы для психолога.

  

Сопровождение информирования о смерти - это важный процесс, который требует от психолога особых знаний и умений. Перечислим несколько важных аспектов, которые психолог должен учитывать при сопровождении информирования о смерти.

 

Во-первых, знание протекания процесса горевания: смерть близкого человека вызывает различные эмоциональные реакции у семьи, включая шок, гнев, отрицание, грусть, чувство вины. Психологу важно знать и уметь распознавать фазы горевания и особенности помощи на каждой из них.

 

Во-вторых, необходимость работы в межведомственной команде с другими специалистами: военнослужащими, врачами, социальными работниками. Психологу важно быть готовым эффективно сотрудничать с другими членами команды и обеспечивать наилучшую поддержку для человека, которому сообщили о смерти близкого.

 

Во-третьих понимание культурных и религиозных особенностей: в разных культурах и религиях существуют различные традиции и обычаи, связанные со смертью. Психологу важно учитывать эти различия и адаптировать свою работу в соответствии с культурными и религиозными особенностями семьи.

 

Психологу, который сопровождает информирование о смерти близкого человека, нужно быть готовым к эмоциональной нагрузке, к различным реакциям от замирания и ступора до агрессии и отказа во взаимодействии, к реагированию на сложные вопросы о смерти.

 

Задачи, которые стоят перед психологом при сопровождении информировании о смерти и процесса горевания.

 

Слушать и поддерживать. Важно дать человеку возможность выразить свои эмоции и чувства, а также поддержать его в трудный момент.

 

Объяснить процесс. Психолог может рассказать о том, что происходит в процессе горя и показать, что это нормально.

 

Предоставить информацию. Психолог может предоставить информацию о том, как происходит процесс горя, какие могут быть физические и эмоциональные реакции, а также о том, что можно сделать, чтобы справиться с этим.

 

Помочь в выборе ресурсов. Психолог может помочь найти ресурсы, которые могут помочь человеку справиться с горем, например, группы поддержки или терапевтические услуги.

 

Следить за состоянием. Психолог может следить за состоянием человека после информирования о смерти близкого и оказывать поддержку в течение всего процесса горевания.

  

Важным аспектом в работе с семьями погибших является выбор слов при консультировании в горевании, потому что это может оказать влияние на эмоциональное состояние клиента. Неправильно выбранные слова могут вызвать дополнительный стресс и усилить чувство горя. С другой стороны, правильно подобранные слова могут помочь человеку лучше понять и осознать свои эмоции, а также дать ему чувство понимания и поддержки. Кроме того, психолог должен уметь справляться с различными культурными и личностными особенностями клиента, чтобы его слова были понятны и эффективны. В целом, правильно подобранные слова могут сыграть значение в том, как быстро человек сможет перейти к процессу исцеления.

 

Фразы табу

 

«Не плачь»; «Держись»; «Возьми себя в руки»

«Бог посылает испытания сильным»; «Бог дал, Бог и взял»

«Bce oбpaзуeтcя! Bce будeт xopoшo!»

«Значит, в этом есть смысл»

«Сами виноваты»; «За грехи»

«Какие твои годы, еще кого-нибудь встретишь»

«Какой ужас! Как могло это произойти?»

 

Фразы помощники

 

"Сегодня я хочу поделиться с вами очень тяжелой новостью."

"К сожалению, я должен сообщить вам, что ваш родственник погиб/умер"

"Я понимаю, что это очень трудно для вас и я готов выслушать ваши чувства и эмоции"

"Я хотел бы просто быть с вами и поддержать вас в этот трудный момент"

«Я хочу вам помочь. Что я могу для вас сделать?»

"Если вам нужна какая-либо помощь или поддержка, пожалуйста, не стесняйтесь обратиться ко мне"

"Я здесь, чтобы выслушать вас и помочь вам в любой возможной мере"

«Запишите, пожалуйста, телефон. Возможно, он вам пригодится в ближайшее время»

«Вы можете звонить нам в службу»

«По любому вопросу вы можете нам звонить. Мы постараемся вам помочь и поддержать»

«Если вы захотите поговорить, мы открыты»

«Если вы хотите, мы можем приехать к вам»

«Может ли кто-то побыть рядом с вами сейчас?»

"Я понимаю, что каждый человек проходит через процесс скорби по-своему, и мы готовы помочь вам в этом процессе"

"Вы можете рассказать мне о том, как вы себя чувствуете и что вам нужно в этот период"

"Помните, что вы не одни в этом процессе, и мы готовы поддержать вас и вашу семью"

"Я хочу сделать все, что в моих силах, чтобы помочь вам в этот трудный период."



Личный план первой психологической самопомощи

Используя вопросы, составьте список из десяти действий, осуществление которых поможет вам позаботиться о себе, когда вы окажетесь в сложной ситуации. Подумайте, где вы будете хранить этот список, чтобы при необходимости его легко было найти. Можно передать его копию вашему близкому человеку или доверенному лицу - таким образом, у вас появится еще один союзник, который сможет подключиться и помочь вам осуществить ваш план, если вы сами будете не в состоянии это сделать.

Кроме того, храните ваш список в своем телефоне, установите в телефонном календаре сигнал, который хотя бы пару раз в год будет напоминать вам о том, что не мешало бы этот список просмотреть и, возможно, обновить. И напоследок: поверьте тому, что психологическая самопомощь - отличный способ справиться с любой проблемой в жизни.

1. К кому я могу обратиться за поддержкой, когда я испытываю страх? Кто успокоит меня, даст возможность ощутить себя в безопасности и выразить свои чувства?

2. Общения с кем мне лучше избегать? Кто добавляет мне тревоги, перегружает меня вопросами или с трудом может выслушать меня, не прерывая и не предлагая советов?

3. Что требуется мне, чтобы чувствовать себя ухоженным, сильным и здоровым?

4. От каких обязанностей или обязательств мне необходимо отказаться, чтобы освободить пространство для своих чувств и делать все необходимое для удовлетворения своих потребностей?

5. Каких не приносящих пользы привычек или действий мне следует избегать?

6. Какая духовная практика восстановит мою веру или соединит меня с Богом или Высшей силой моего собственного сознания?

7. Что мне требуется для моего спокойствия в этот период?

8. Как я могу лучше всего выразить свои чувства?

9. Какой предмет я могу использовать в качестве талисмана, помогающего мне легче дышать, расслаблять мой разум и возвращать мое сознание к настоящему моменту?

10. Что я могу сделать, чтобы на время избавиться от эмоционального напряжения? Что является для меня отдушиной?

Ответы на эти вопросы помогут вам составить план действий, который вы сможете использовать при столкновении с серьезной жизненной проблемой. Рассмотрим пример плана.

1.    Когда я чувствую себя напуганной или перегруженной, мне необходимо позвонить своему другу и рассказать ему о том, что произошло.

2.    Я должна избегать обсуждения своих проблем с сослуживцами, поскольку они всегда лишь подчеркивают драматизм ситуации.

3.    Я должна пить много воды и принимать витамины, о чем я неизменно забываю, когда перегружена проблемами. Чтобы не

4.    терять внутренний стержень, мне необходимо хотя бы два раза в неделю посещать занятия йогой.

5.    Мне надо договориться с соседями, чтобы они помогли мне с доставкой детей в школу и обратно. Я должна отвечать «нет» на любые новые просьбы хотя бы в течение месяца.

6.    Мне необходимо перестать смотреть телевизор поздно вечером, чтобы иметь достаточно времени на сон.

7.    Мне надо слушать воодушевляющую музыку, которую я записала на свой цифровой плеер.

8.    Мне надо записаться на массаж, чтобы позаботиться о себе, так как он поможет мне расслабиться.

9.    Я воспользуюсь своим блокнотом для записей, чтобы фиксировать в нем свои впечатления о происходящем.

10.Я буду всегда держать при себе свой любимый камень, что най шла в прошлом году на пляже. Он в форме сердца, и это создает у меня ощущение, будто меня постоянно кто-то оберегает.

11.Чтобы отвлечься от стресса, мне необходимо регулярно играть со своей собакой по кличке Винстон.

 

Источник: Шерил Ричардсон. Искусство экстремальной самопомощи. Преобразуйте свою жизнь месяц за месяцем. Изд-во ИГ «Весь», 2010. 192 с.

 

 

Дыхание “по квадрату”

 

Эта техника может быть использована для быстрого входа в спокойное состояние и быть эффективной даже при панических атаках. Можно выполнять в любом месте, если стрессовая реакция застала вас врасплох, вы находитесь в транспорте или учебе/работе. Дышите так 5-10 мин или сколько чувствуете необходимым. 

 

Инструкция: 

 

Представьте квадрат (или посмотрите на предмет прямоугольной формы: картина, окно, дверь), взглядом двигайтесь от одной стороны “квадрата” к другой: каждая сторона на 4 счета.

 

Шаг 1. Посмотрите в нижний левый угол и вдохните, считая при этом до четырех.

Шаг 2. Переведите взгляд на верхний левый угол и задержите дыхание, считая до четырех.

Шаг 3. Переведите дыхание в верхний правый угол и выдохните, считая до четырех.

Шаг 4. Переведите взгляд в нижний правый угол и сделайте задержку с пустыми легкими, считая до 4.

 

                                        Упражнение «5-4-3-2-1»

5 — Найдите пять вещей, на которых сможете остановить взгляд

Идея состоит в том, чтобы взглядом отыскать какие-либо мелкие детали в окружающих вас объектах. Может быть, это какие-то безделушки, стоящие на полке, мелкие подробности фотографии или картины на стене. Или случайный предмет, находящийся там, где ему совсем не место.

 

Потратьте несколько минут на то, чтобы внимательно рассмотреть пять объектов, расположенных рядом, со всеми их мельчайшими деталями.

 

4 — Почувствуйте четыре сенсорных ощущения

Это может быть ощущение солнечного света на вашей коже, ткани одежды, которую вы носите, влаги из бутылки с водой или чего-то, что имеет совсем другую консистенцию, но к чему вы можете прикоснуться.

 

Не торопитесь. Потратьте несколько минут на то, чтобы сосредоточиться и прочувствовать каждое ощущение.

3 — Прислушайтесь к трем различным звукам

Что вы слышите? Пение птиц? Движение транспорта вдалеке? Ветер, раскачивающий ветви деревьев? Звук газонокосилки, жужжащей на заднем плане?

 

Нас бомбардируют звуки и раздражители, которые мозг научился отфильтровывать, чтобы мы могли спокойно жить дальше. Выключите этот фильтр и внимательно прислушайтесь к окружающим звукам. На каких из них вам хочется сосредоточиться?

 

2 — Сконцентрируйте внимание на двух запахах

С запахами дело может обстоять немного сложнее, но вокруг вас должно быть что-то, на чем вы сможете сосредоточиться. Если вы находитесь дома, где большинство запахов вам знакомы, для сосредоточения можете использовать что-то вроде дезодоранта, ароматической свечи или духов.

 

Вы можете почувствовать запах дождя в воздухе, запахи времени года или свежескошенной травы, если вы находитесь на улице.

 

1 — Найдите одну вещь со вкусом

Возможно, вы захотите взять немного конфет, мятных леденцов либо что-то другое. Сосредоточьтесь на том, что вы пробуете и как это ощущается во рту. Сосредоточьтесь на размышлениях о тех элементах, которые делают эту вещь такой вкусной, и на том, как она ощущается во рту.

 

Повторяйте упражнение по мере необходимости.

 

Потратьте несколько минут, чтобы постараться заземлить себя, когда чувствуете, что эмоции берут над вами вверх. Это поможет сохранить контроль над своим умом и справиться с текущими жизненными обстоятельствами более эффективно.

 

Упражнение «Напряжение- расслабление».

 

Сидя на стуле с прямой спинкой, руки положите ладонями вниз, на верхнюю часть бедер.

Медленно напрягаем пальцы ног, а потом расслабляем их. Медленно продвигаемся вверх, со всеми мышцами тела после стоп- голень, бедра, ягодицы, спина, живот, шея, плечи, предплечья, кисти. Вы получите эффект хорошей физической нагрузки. У кого есть склонность к повышенному артериальному давлению, осторожно работайте с мышцами верхних конечностей, особенно кистей. Лучше давать нагрузку на нижние конечности. Это способствует снижению повышенного артериального давления. Затем медленно выполните вращательные движения головой. Повторяйте своим мышцам: " Отдыхайте спокойно.

Отдыхайте спокойно....»Распустите складки между бровями, а так же складки у уголков рта.

Делайте это два раза в день.

 

“Безопасное место”

Такая техника особенно эффективна, когда человек находится в длительном стрессе и ему нужно справиться с негативными эмоциями. Приняв удобную позу, закрыв глаза и сделав несколько глубоких вдохов, представьте себя в месте, где ощущаете себя в безопасности. Это может быть реально существующее место — например, дом детства — или выдуманное. Не спеша оглянитесь вокруг. Что вы видите? Обратите внимание на детали: цвета, материалы, формы, тени, даже звуки и запахи. Возможно, вы слышите шум волн или порыв ветра, чувствуете солнце на вашем лице? Тут может быть все что угодно. Рядом можно представить хорошего друга — того, кто готов вас поддерживать, заботиться о вас, того, с кем вы чувствуете себя счастливым. 

Запомните место, о котором думали. В него всегда можно вернуться, когда захочется почувствовать себя спокойно и безопасно.

10 экспресс способов справиться с тревогой:



1.    Позевать 

2.    Умыть лицо холодной водой 

3.    Самомассаж кистей рук или лица

4.    Сидя, вытянуть ноги и рисовать круги

5.    Встать, размять мышцы, потянуться

6.    Глядя в зеркало, сказать все свои паспортные данные или номера телефонов родственников

7.    Назвать, что видишь, слышишь, ощущаешь кожей, чувствуешь из запахов

8.    Задуть свечу (длинный выдох), понюхать цветок (длинный вдох). Повторить 2-4 вдоха и выдоха

9.    Найти 10 цветовых пятен: На какой цвет приятно смотреть?

10.Произнести позитивные убеждения: Ты справляешься! Ты стараешься!

  

Техника билатеральной стимуляции “Бабочка”

 

1.    Сядьте в удобную позу. Почувствуйте поддержку спины, как стопы стоят на поверхности

2.    Направьте свое внимание в каждую часть тела, проведите “сканирование”: от пяток до головы. Отметьте, где в теле самый спокойный участок, где “живёт” спокойствие

3.    Сфокусируйтесь на этом состоянии на 1 - 2 минуты

4.    Находясь в ощущении спокойствия, начинайте выполнять «бабочку» 

5.    Скрестите руки на груди так, чтобы правая кисть легла на левое плечо, а левая кисть - на правое плечо

6.    Начните медленные поочередные постукивания ладонями по плечам

7.    Отследите, какие ассоциации возникают при билатеральной стимуляции и прекратить ее при появлении негативных чувств, ощущений

 

Время одного сета прохлопывания — 30 секунд. В среднем человеку достаточно 2 сетов. Практика хорошо помогает в момент панической атаки или острого стресса.


 

  

Телесные и дыхательные (аутогенная тренировка, релаксация, техники регулировки дыхания, “Ключ” Х.М.Алиева) - для расслабления, снятия напряжения, сокращения частоты пульса, снижения кровяного давления, гормонального регулирования.

Творческие - для снижения тревоги, возвращения чувства контроля, эмоциональной разрядки.

Контроль и ресурсы (техники, направленные на переключение внимания, активацию ориентировочного рефлекса, планирование) - для возвращения контроля; поиска, активации и восстановления ресурсов.

Эмоции и чувства (обсуждение, социальная поддержка) - для эмоционального отреагирования, снятия тревоги и напряжения, возвращения чувства контроля.

РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ОКАЗАНИЮ ПОМОЩИ РЕБЕНКУ В СОСТОЯНИИ ГОРЯ

 

·       Не следует оставлять одного, но и не перезагружать опекой. Главное создать вокруг него атмосферу присутствия и понимания

·       Позволить говорить об умершем, вспоминать положительные эмоциональные эпизоды и события прошлого.

·       Постараться обеспечить присутствие небольшой группы людей, которые знали покойного(ую), и попросить их говорить о нем (ней). Присутствие близких людей облегчает страдания

·       Предоставлять возможность выражать любые чувства (гнев, страх, вину и т.д.). Все они должны быть приняты без предубеждения.

·       Дать возможность выплакаться, не следует поверхностно успокаивать человека. («успокойся», «все пройдет», «время лечит» и т.д.)

·       Не следует всем своим видом постоянно подчеркивать сочувственное отношение.

·       Постепенно приобщать скорбящего к повседневной деятельности.

 

Периоды горевания (в норме)

 

Первые сутки.  Психологический шок. Отказ верить в произошедшее.

До 9 дней.  Опустошенность, покинутость, упадок сил. Чувство пустоты не восполняется.

До 40 дней.  Осознает потерю. Уходит шок. Много эмоций. Тяжело их контролировать.

После 40 дней.  Частая смена настроения. Приступы плача. Соматические жалобы. Желание уединиться.

Первые 3-4 месяца – острое горе. Затем период «хороших и плохих дней».

Затем горе переходит в печаль, а печаль в светлую память.

 

Как сказать детям о смерти

·       НЕЖНО и с любовью, простыми, честными словами. Сядьте с детьми в тихом уголке, обнимите их и расскажите им правду.

·       Не бойтесь слов «умер» или «мертвый».

·       Например, вы можете сказать: «Случилось что-то очень, очень печальное. Папа умер. Его больше не будет с нами, потому что его больше нет в живых. Мы его очень, очень любили, и мы знаем, что он тоже любил нас. Мы будем по нему очень, очень скучать».

·       В нескольких коротких фразах расскажите им, как умер близкий человек. Например: «Это был несчастный случай. Был пожар. Огня было не много, но был очень, очень, очень сильный и едкий дым. Было невозможно дышать. Он задохнулся и от этого умер».

·       Избегайте устойчивых речевых штампов, обозначающих смерть, таких как: «мы его потеряли», «он ушел от нас», «ушел в иной мир», «уехал надолго», «улетел на небо». Эти выражения питают страхи ребенка: он боится, что его покинут.

·       Нельзя говорить, что близкий человек «уснул». Ребенок станет бояться засыпать.

Как объяснить маленькому ребенку,

что такое «умер»

Простыми, честными словами: «Его тело больше не живет. Он больше не может ходить, дышать, кушать, спать, разговаривать, слышать и чувствовать».

Как ответить на вопрос «почему?»

На эти вопросы трудно ответить.

·       Можно признаться, что вы сами задаете себе те же вопросы.

·       Потом объясните, что смерть — это часть жизни для всех живых существ на Земле. Она приходит к каждому. Есть вещи, которыми мы можем управлять, а есть такие, которыми не можем. Управлять смертью мы не можем.

·       Обязательно скажите детям, что в смерти никто не виноват — ни умерший близкий человек, ни Бог и уж, конечно, ни ребенок. Скажите очень четко: «Ты не виноват». Ничто из того, что ребенок сказал, сделал или подумал, не стало причиной смерти.

·       Избегайте высказываний типа «Бог забрал папу» — они могут пробудить в ребенке страх.

Дети и похороны

·       Решение, брать ли ребенка на похороны, каждая семья также принимает самостоятельно.

·       Как правило, детей старше шести лет следует брать на похороны, если они этого хотят.

·       Когда ребенок участвует в этом ритуале вместе с семьей, он получает возможность выразить горе, обрести силы, получить поддержку со стороны других членов семьи, а также проститься с близким человеком. Он чувствует принадлежность к тем, кто продолжает жить, несмотря на утрату, и это дает ему ощущение безопасности.

·       Позаботьтесь о том, чтобы заранее подготовить ребенка к тому, что произойдет и что он увидит и услышит.

·       Объясните, что, возможно, многие будут плакать.

·       Пусть дети задают вопросы. Если вы сами не чувствуете в себе силы отвечать на них, попросите сделать это кого-то из членов семьи или друзей.

·       Если ребенок не захочет пойти на похороны — не настаивайте. Более того, позаботьтесь, чтобы он не чувствовал себя из-за этого виноватым.

 

Как помочь ребенку, пережившему смерть близких

Будьте рядом с ними, будьте с ними честными, любите их.

·       Не удивляйтесь никаким поведенческим или личностным изменениям.

·       Заботьтесь о них. Уделяйте им больше внимания, проводите с ними больше времени.

·       Позаботьтесь, чтобы они знали, куда вы уходите, когда вы вернетесь. Если вы уходите на несколько часов, время от времени звоните, чтобы сообщить, что с вами все в порядке.

·       Разрешите им говорить о печальном событии, когда им этого хочется.

·       Поощряйте их к тому, чтобы они дали вам знать, когда они думают об этом или когда возникают новые реакции. Разъясняйте реакции, которые у них возникают или могут возникнуть в будущем.

·       Обозначайте словом — особенно с маленькими детьми — чувства, которые они испытывают: например, «тебе грустно», «тебе страшно», «ты печалишься» и т. п. 

·       Поговорите с учителями — чтобы они правильно поняли изменения в поведении ребенка. Будьте терпеливы, если у ребенка появляются затруднения, связанные с концентрацией внимания, с выполнением школьных заданий и в других областях.

·       Не предъявляйте к ребенку высоких требований.

·       Будьте терпеливы, если наблюдается регрессия в поведении ребенка (он грызет ногти, сосет палец и т. п.).

·       Если поступки ребенка или изменения в его поведении пугают вас, проконсультируйтесь со специалистом, но всегда подчеркивайте, что вы понимаете, что это результат того, что он пережил.

·       Помогите ему не делать обобщений. Напоминайте ему, если это необходимо, что «это (несчастный случай) случилось в прошлом, а мы живем сейчас, и ситуация другая».

·       Следует понимать, что новые физические реакции, такие как головная боль, слабость и т. п., являются ответом на переполняющие ребенка страхи и попыткой избежать их. Помогите ребенку поделиться своими страхами и беспокойством.

·       Помогите ребенку часто возвращаться к добрым воспоминаниям о погибшем, особенно в самые трудные дни. Не торопите их, говоря: «Ну пора уже об этом забыть».

·       Поделитесь с ним воспоминанием о травме или испуге, которые пережили вы сами. (Вы выжили, и он тоже сможет выжить — вот о чем говорите вы, когда рассказываете ему о своем опыте.)

·       Помогите детям понять, что сейчас они сердятся, ведут себя агрессивно, не слушаются, уходят из дому или подвергают риску свою жизнь потому, что они пытаются убежать от боли, ужаса, страха. Но бегство приводит только к тому, что боль становится сильнее.

·       Если они испытывают чувство стыда или вины, подчеркните, что никто не учил их, как вести себя в этой ситуации, это случилось независимо от их выбора и они за это не отвечают.

·       Если возникают физические ситуации, вызывающие чувство стыда (дети плачут, мочатся в штанишки, их рвет и т.д.), успокойте ребенка и объясните ему, что в отличие от телегероев люди, испытавшие ужас, часто теряют контроль над собственным телом.

·       Если они говорят о мести, расспросите их о планах и выясните, каковы их реакции. Затем обсудите с ребенком, как можно не допустить того, чтобы месть руководила их жизнью, и как можно другими способами облегчить боль. Обратитесь за помощью к специалисту.

·       Если дети заявляют, что они больше ничего не боятся, «ничто меня не пугает!», — оберегайте их, поскольку они могут быть неосторожны в потенциально опасной ситуации с другими людьми, подвергающими их риску.

ОБРАТИТЬСЯ ЗА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОМОЩЬЮ к детскому психологу. Это следует сделать в том случае, если ребенок:

·       Горько плачет в течение долгого времени;

·       У него случаются частые и продолжительные приступы гнева;

·       Происходят резкие изменения в поведении;

·       Заметно снижаются школьные успехи и оценки;

·       Надолго замыкается в себе;

·       Теряет интерес к друзьям и занятиям, которые он прежде любил;

·       Страдает от ночных кошмаров и плохо спит;

·       Часто жалуется на головные боли и другие недомогания;

·       Резко худеет;

·       Становится апатичным, молчаливым и теряет интерес к жизни;

·       Видит будущее в мрачном свете или вообще не проявляет интереса к этой теме.


 









               

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 15.05.2024

Дата обновления: 15.05.2024

Дата публикации: 15.05.2024

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.